Учим ребенка 2-3 лет играть самостоятельно

Дети Развитие

Статья обновлена 11 ноября 2019

Умение ребенка самостоятельно играть – показатель правильного развития, созревания мозга, взросления. В возрасте 3 лет малыш способен провести в среднем 40-60 минут за игрой без вовлечения в нее окружающих.

Почему важно научить ребенка играть самостоятельно, даже если члены семьи или няня способны уделять малышу внимание на протяжении всего дня? Умение занять себя игрой, самостоятельно найти развлечение, свидетельствует о личностном росте ребенка, это значимый этап формирования характера.

В процессе самостоятельной игры у малыша развивается:

  • умение логически выстраивать процесс – одни действия влекут за собой другие по ходу развития сюжета игры (чтобы покормить куклу, следует приготовить еду, накрыть на стол);
  • инициативность – постоянно приходится решать игровые задачи (если на пути машинки возникло препятствие, требуется придумать способ преодоления);
  • настойчивость и терпение – желаемого результата не всегда удается достичь с первого раза (неустойчивая башенка из кубиков падает, фрагменты паззлов не сразу находят свои места).

Малыш, играющий активно и с удовольствием, пребывает в хорошем настроении, что позитивно сказывается на здоровье и психологическом состоянии. В процессе самостоятельной игры мозг ребёнка создает новые нейронные связи, что важно для развития. Умение сосредотачиваться на игре в дальнейшем поможет ребенку концентрироваться на чтении, учебе.

Причины нежелания малыша играть одному

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок 2-3 лет отказывается играть самостоятельно, не умеет и не хочет занять себя, требует постоянного внимания.

Такая проблема возникает, если малыш испытывает дефицит внимания со стороны родных. Занятая своими делами мама практически не общается с малышом, хотя он постоянно при ней. Попытки оставить ребенка наедине с игрушками приводят к конфликтам, так как он воспринимает это как еще один шаг к отдалению.

Важно ликвидировать дефицит тепла, прежде чем приучать малыша играть самостоятельно. Хотя бы на полчаса в день ребенок должен получать маму «в безраздельное пользование» — ему требуется телесный контакт («обнимашки», почесывание спинки, игровой массаж «рельсы-рельсы» и т.д.). Ощущение любви и внимания дает малышу ресурс для самостоятельного познания мира.

Нежелание самостоятельно играть наблюдается и в семьях, где дети много времени проводят за просмотром мультфильмов и компьютерными игрушками. Ребенок младшего возраста быстро привыкает потреблять визуальную информацию, при этом умение фантазировать не развивается. А самостоятельная игра базируется на фантазии, умении создавать свой мир.

Еще одна причина отказа ребенка играть самому – чрезмерное количество игрушек, в том числе тематических, специализированных.

Результаты исследований, сколько на самом деле ребенку нужно игрушек, читайте здесь.


Готовый гараж или кукольный домик лишает малыша интереса к созиданию, а играть в ролевые игры в 2-3 года он еще не умеет. Стоит спрятать на время часть игрушек, оставив разноплановые (куклы, звери, машинки) и многофункциональные (кубики, конструкторы). Идеи, чем занять ребенка дома читайте по ссылке.

Полезные советы

Ребенку сложно научиться играть самому, особенно если он лишен возможности наблюдать за другими детьми и перенимать их поведение, копировать действия, участвовать в общих играх. Со стороны родителей требуется создать подходящие условия для игровой деятельности малыша и помочь ему научиться себя развлекать.

  1. Позаботьтесь о безопасности. В пределах игрового пространства исключено наличие незащищенных розеток, нагревательных приборов и т.д.
  2. Обращайте внимание малыша на то, что он — хозяин пространства для игр и хранения игрового имущества. Это даст ему ощущение «своего мира» и поможет сформировать ответственность за порядок. (Статья о том, как приучить убирать за собой игрушки)
  3. Дайте в распоряжении малыша разнообразные игрушки, но ограничьте количество предметов. Часть игрушек можно прятать на несколько недель, а затем возвращать – эффект новизны пробуждает интерес. Обязательно обеспечьте ребенку доступ к карандашам и бумаге, конструктору для малышей и т.д. – всему, что позволяет самостоятельно развлекаться.
  4. Участвуйте в играх малыша – ребенок не должен чувствовать, что он один. На первых порах потребуется плотное родительское участие, затем – периодическое. Важно проявлять интерес к тому, чем занят малыш – это поможет быть в курсе дел и настроений, аккуратно направлять деятельность.

Малыш в 2-3 года только учится заниматься осознанной деятельностью на протяжении продолжительного отрезка времени – от 30 минут и более. Родителям необходимо стимулировать его заинтересованность, иначе ребенок быстро бросит игру. С этой целью задавайте наводящие вопросы (куда поедет машинка? что делает зайчик, когда просыпается?), учите искать разные решения головоломок, совместно придумывайте новые игры.

Мотивация и подсказки – важный инструмент в приучении ребенка к самостоятельным играм. Обязательно хвалите за рисунки, поделки, собранные паззлы, постройки из кубиков или конструктора. Подсказывайте, дайте светы, чтобы игра не заходила в тупик – малыш быстро теряет интерес к занятию, если у него что-то не получается.

Приучайте ребенка к ролевым играм: в семью, в водителя и пассажиров, продавца и покупателей, разыгрывайте сюжеты сказок. Малыш, поняв принципы и сюжеты игр, реализует их, используя кукол и мягкие игрушки. Пробуждайте фантазию ребенка – предлагайте ему строить гаражи, домики, магазины из кубиков, конструктора, предметов обихода. Эти навыки помогут малышу быстро освоиться в ролевых играх с другими детьми.

Заключение

Чтобы ребенок мог самостоятельно развлекаться, создайте подходящую обстановку. Прежде чем предложить поиграть, убедитесь, что малыш хорошо себя чувствует, не голоден, не перевозбужден.

Если ребенок старше 3 лет отказывается от самостоятельных игр, это повод обратиться к психологу для поиска и устранения причин.


Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Редактор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *